Свежие подборки материалов для скачивания! Мы собрали пакеты материалов по актуальным темам, включающие презентации экспертов, вебинары, статьи, примеры внедрений и пр.
Для загрузки материалов нажмите на соответствующую кнопку:
Пакет материалов о PMO
Пакет материалов по Project Online
Занимаясь регламентацией и оптимизацией деятельности различных компаний, я постоянно сталкивался с ситуацией, когда проектная деятельность плавно перетекала в процессную, и наоборот. Однако возникает естественный вопрос: как же тогда управлять деятельностью в компании, если бизнес-процессами и проектами принято управлять и описывать, используя различные методики?
Прежде всего давайте разберемся, что такое бизнес-процессы и проекты. Определений в соответствующей литературе хватает, но если не растекаться мыслью по древу, то:
-
Бизнес-процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя.
-
Проект – это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат.
Таким образом, различий между бизнес-процессом и проектом, по сути, два: уникальность/повторяемость выполнения последовательности действий, и уникальность/повторяемость результата. Бухгалтерский баланс компания формирует регулярно раз в квартал (это бизнес-процесс), а внедрение новой корпоративной системы происходит единоразово (это проект).
Однако не все так просто. Допустим, некая компания занимается проектированием воздушных линий электропередач. Разумеется, одна проектно-сметная документация (как результат выполнения такого проекта) будет отличаться от другой, т.к. в зависимости от технического задания у линии будет разная протяженность, разные типы и количество опор, подстанций, и т.д. Однако с точки зрения выполнения процедур по проектированию линии, а также управления такой деятельностью – этот типовой проект скорее является бизнес-процессом, т.к. общая последовательность действий по разработке проектно-сметной документации будет абсолютно типовой.
Аналогично, организация конкурсных торгов на право оказания услуг по ремонту и эксплуатации офисных помещений для компании будет проектом, если ранее никакого опыта проведения тендеров у компании не было.
Более того, даже если компания занимается в основном проектной деятельностью, и эти проекты сложно отнести к типовым, то и в этом случае общая последовательность действий достаточна стандартна:
-
инициирование проекта;
-
планирование проекта;
-
исполнение проекта;
-
мониторинг и управление;
-
завершение проекта.
При этом уникальным является именно собственно исполнение проекта, а все прочие фазы если и не одинаковы, то могут быть сведены к двум-трем устойчивым вариантам.
Таким образом, проект – это не всегда проект, а бизнес-процесс – это не всегда бизнес-процесс. Но для чего это нужно понимать и учитывать в реальной работе? Дело в том, что управляют бизнес-процессами и проектами по-разному. В таблице ниже приведены основные отличия подходов к управлению бизнес-процессами и проектами.
Параметры сравнения |
Бизнес-процесс |
Проект |
Чем регламентируется исполнение? |
Регламент бизнес-процесса, методические указания. |
Устав проекта, план проекта. |
Как контролируется текущее исполнение? |
По результатам, в отдельных случаях – по отклонениям во времени на промежуточных шагах процесса. |
По времени, бюджету, ресурсам. |
Кто управляет исполнением? |
Менеджер (владелец) процесса. |
Руководитель проекта. |
Требуется ли оптимизация исполнения? |
Да, если есть нарушения процесса. |
Нет, но возможны корректировки по ходу исполнения. |
Требуется ли планировать единичный цикл исполнения? |
Нет. |
Да. |
Требуется ли координировать действия исполнителей? |
Нет. |
Да. |
Методическая основа для управления? |
Процессный подход к управлению, TQM, ISO 9000, и т.д. |
Проектное управление, PMBOK, и т.д. |
Как мы можем видеть, отличия в управлении БП и проектами довольно существенны, их нельзя не принимать во внимание в практической работе.
Поэтому при осуществлении основной деятельности компании очень важно определить, к какому типу она относится – к проектной или процессной, так как типовой проект – это скорее бизнес-процесс, а новый бизнес-процесс скорее относится к проектной деятельности. И если тип деятельности определить правильно, то тогда компании удастся избежать ненужных потерь во времени и ресурсах на управление своим бизнесом.